Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Аренда под колпаком государства
14 января 2021
155 613
62
Аренда под колпаком государства
В России пытаются вывести из тени серый арендный рынок: будет ли предложенная схема работать?

Российские власти давно пытаются подступиться к закрытому от их контроля рынку аренды жилья: до 90% жилья сдается внаем без их ведома, в обход налоговой. В результате государство недосчитывается миллиардов рублей: арендодатели обязаны отдавать в бюджет 13% прибыли.

Учет и контроль

Теперь Минстрой готовит законопроект, ужесточающий процесс сдачи жилья в аренду. Предполагается, что этот сегмент рынка станет прозрачнее за счет информационной системы учета договоров найма жилья. Все данные будут автоматически передаваться в налоговые органы. Законопроект планируется представить до конца 2021 года.

По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Никиты Стасишина, работа с рынком арендного жилья входит в паспорт федерального проекта «Жилье». Чиновник добавил: для тех, кто согласится сдавать недвижимость честно с выплатой всех налогов, планируется создать благоприятный налоговый режим с последующим формированием жилищного фонда коммерческого использования — разумеется, он будет в онлайн-формате. При этом база будет интегрирована с системами Федеральной налоговой службы.

Никита Стасишин отметил, что выгоду от такого нововведения получит не только казна (в которую рекой потекут налоговые поступления), но и сами участники сделки — арендаторы и арендодатели: регистрация в общей системе гарантирует им дополнительную безопасность.

Что изменится?

Учитывая, что документ только разрабатывается, о конкретике говорить пока не приходится. Председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова заявила «Известиям», что нововведений может быть несколько:

  • будет разработан типовой договор найма, который защитит права арендатора;
  • будет создан единый онлайн-реестр собственников, сдающих жилье в аренду;
  • появится компания, которая станет посредником между участниками сделок, контролируя процесс своевременной оплаты и проверяя объекты;
  • будут введены штрафы за непредоставление информации о сдаче объекта в аренду (разумеется, помимо штрафов за неуплату налогов);
  • будет создан черный список хозяев квартир, которые скрывают факт сдачи жилья в аренду.

Первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов добавил ТАСС, что процесс выхода из тени должен быть безболезненным для арендодателей, а значит, надо вести его постепенно — например, проведя пилотное тестирование в регионах.

Директор по продажам агентства премиальной недвижимости Point Estate Роман Амелин настроен скептически – по его мнению, из идеи ничего не получится, и значительная часть рынка бюджетной аренды как была в тени, так там и останется.

«Проконтролировать платежи, по моему мнению, невозможно, и даже при заключении договора найма жилого помещения оплата может производиться наличным способом или на банковскую карту. Я думаю, это все делается для того, чтобы контролировать нелегальных мигрантов, однако многие арендодатели в классах «бизнес», «премиум» и «элит» и так не сдадут им жилье. А вот если говорить о высокобюджетном сегменте (тем более, о категории от 500 тыс. рублей в месяц и выше), то тут, напротив, чаще сдают недвижимость по официальным договорам – хотя бы для сохранности имущества, которое нерадивые жильцы могут повредить или уничтожить», – заявил эксперт Циан.Журналу.

Чем это чревато?

Как всегда, ростом цен. Руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов уверен, что подобные перемены в первую очередь ощутят на себе арендаторы, ведь расходы по налогообложению, которые дополнительно лягут на плечи наймодателя, будут закладываться в стоимость аренды. Это совершенно очевидно — никто не будет сдавать квартиру себе в убыток.

Вряд ли этот законопроект найдет понимание у населения, добавил эксперт в разговоре с Циан.Журналом, поскольку доходы людей в последнее время не растут, а с учетом пандемии падают.

С тем, что россияне не поддержат инициативу Минстроя, согласна и главный эксперт Аналитического центра Циан Виктория Кирюхина. По ее словам, невысокая платежеспособность населения по-прежнему является основной проблемой. Тот факт, что арендодатели будут закладывать затраты на налоги в арендную ставку, способен снизить потенциальную ликвидность объекта из-за менее конкурентной стоимости.

Вопрос можно было решить иначе, считает аналитик, — развивать рынок доходных домов. Тогда у арендаторов будет выбор: сотрудничать с частным собственником или с официальным оператором.

А вот Юлия Дымова, директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet, считает, что однозначно говорить о том, что рынок аренды вырастет на 13-15% некорректно. Рынок аренды – это как любой другой рынок – баланс спроса и предложения, и динамика цен тут зависит только от того, сколько предложений сейчас на рынке в той или иной отдельно взятой локации.

«Если говорить о возможной перспективе повышения стоимости арендных договоров на фоне законодательных изменений, то такой взаимосвязи нет. Просто есть люди, которые законопослушно сдают свое имущество в аренду официально, и те, кто этого не делает. Если условия работы с арендными агрегаторами будут бесплатными, а пользователи будут обеспечены необходимым спектром защиты гражданских прав с соблюдением всех обязательств, такая система будет успешно работать и будет востребована», – считает Дымова.

А вот руководитель «Агентства недвижимости ФЛЭТ» Елена Толстикова опасается другого: ее как риэлтора в затее Минстроя больше всего беспокоит создание агрегатора, через который и собираются проводить все сделки по аренде. «Мне в этом слышится намек на монополию рынка аренды (причем непонятно чью: государства или некоего аффилированного лица?) и желание отобрать у риэлтора работу», — уточнила эксперт.

На чем закон споткнется?

По словам директора по поддержке риэлторского бизнеса «Миэль» Юлии Федулаевой, создать платформу, которая будет проинтегрирована со всеми учреждениями, источниками хранения данных о собственниках, жилом фонде, финансовых транзакциях и налогах, несложно: на примере «Госуслуг» очевидно, что все механизмы отработаны.

«Проблема в том, как стимулировать наших граждан заключать договоры по аренде именно через эту платформу. Также необходима мотивация для владельцев заносить свои объекты в новую систему, ведь пул арендодателей сейчас не выявлен».

Юлия Федулаева,директор по поддержке риэлторского бизнеса «Миэль» 

Сегодня многие арендодатели, чей рентный доход является основным, уже оформили самозанятость и платят налог 4%. Остальные сдающие свои квартиры в аренду работают и должны уплачивать подоходный налог 13%, но только небольшая часть из них регистрирует договоры, и это повышает цену аренды для конечного потребителя.

В этой инициативе, уверена Юлия Федулаева, вопрос не столько в платформе, сколько в величине налога.

Самое простое, что помогло бы решить задачу сбора налогов от аренды жилья, — предложить всем арендодателям льготную ставку налога хотя бы на уровне самозанятых, то есть не выше 5%.

Когда спустя годы база собственников соберется, можно увеличивать налоговую ставку.

Виктория Кирюхина в заключение подчеркнула, что вывод арендного жилья из тени надо проводить таким образом, чтобы в нем были заинтересованы все стороны.

Юлия Дымова из Est-a-Tet напомнила, что раньше государство уже разрабатывало льготные налоговые режимы — патентную систему, которая в массовом сегменте не прижилась. Она согласна с мнением Виктории Кирюхиной: вопрос нужно рассматривать со всех сторон — не только с точки зрения обязанностей, возлагаемых на арендодателя, но и с точки зрения гарантий законопослушному арендодателю, который сдает свою собственность в аренду через возможные агрегаторы.

«Сейчас рынок базируется на банальной человечности и порядочности, что не является законодательной нормой, поэтому такая инициатива рынку необходима — она ясна и понятна. Надо создать определенные условия в виде гарантий от неплатежей, автоматическое взимание штрафов и санкций с ненадежных арендаторов. Кроме того, в законопроекте важно предусмотреть гарантии и для арендаторов, при которых они будут застрахованы от так называемого досрочного расторжения договора в одностороннем порядке, когда собственник без объяснения причин требует освободить арендуемую площадь в короткий срок».

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
62 комментария
Сергей ТСТ
19 апреля 2021, 12:57
ну помню как в очереди стояли чтоб снять квартиру помню 100 % комиссии которые платил арендатор , квартиры убитые телек который еще прямую трансляцию Хрущева показывал , мебель и холодильник которые помнили еще Микояна , ну а стралки это уже роскошь ..))) а теперь пойди сдай такую .. не хватит все должно быть , так еще агент с собственника берет комиссию ...другие времена другие нравы ... у нас население не растет откуда спрос может быть , ну а впускать по 1 млн мигрантов никто не будет .. а то местные разбегутся ...
Ответить
544/50 000
0/50 000
Tyumen-city
19 апреля 2021, 09:39
Сдавали - знаем - аренда невыгодна, а государство делает ее еще более невыгодной. Надо искать другие инструменты пассивного дохода.
Ответить
131/50 000
0/50 000
ID: 15728118
18 февраля 2021, 14:45
квартира 12 лям. ремонт раз в 10 лет 1 лям. сдаю по 43.000. и я еще что то должен ? член им в размере 100 %.
Ответить
108/50 000
0/50 000
Такие попытки были уже.Результат-"0"!!!!
Основной момент-при "коммерциализации"своих квартир,ни о каком безналоговом моменте,при продаже жилья,речи нет!Собственник будет платить 13%,даже после 100лет владения!
И существует момент справедливости-наши властьимущие,не платят никаких налогов,со своих "лачуг",а население платит по-полной, за свои "дворцы"!!!
Ответить
365/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
24 января 2021, 13:17
стоимость 10 000 000 рублей .. аренда 35 000 рублей срок занятости 95 % ( 33250 рублей ) .. минус 13 % = 28 930 рублей минус коммунальные платежи 3 500 р +/- за 42-44 квадратных метра , 24 300 рублей .. минус 60 000 пять лет раз 1000 рублей в месяц ... минус 120 000 рублей десять лет раз 1000 рублей в месяц .. итого 22, 300 в месяц ... или 270 000 в год .. Идеальная доходность 2,7 % ... Шикарно конечно но если брать в расчет , что если надо продать то 1 000 000 минус ..а цены на жилье в твердой валюте или средних индексах цен упали в разы .. и будут падать ... Население то не растет ...и сказки что в Москву то всегда приезжают и будут приезжать, это сказки для верующих обывателей .... Бедный Собянин уже устал манить регионалов сказочными зарплатами учителей в 110 000 и работников поликлиник 110 000 .. ни едут ... и там нет молодежи ... С регионов не будут приезжать и работать по 50 000 если на месте есть 25 000 ++ а если эти люди не могут у себя в регионе найти работу по 25 000 +++ то эти люди в априори не выживут в Москве ..
Ответить
1 103/50 000
0/50 000
Света Дом
24 января 2021, 11:28
Вечерок. Никогда не надо всё тащить в один свой роток. Поперхнуться можно. И никогда аренда не была убыточна. Все прибыль получают.
Ответить
131/50 000
0/50 000
24 января 2021, 12:39
Прибыль это доход минус затраты, так вот для начала отбейте ВСЕ затраты на квартиру, в том числе её стоимость + прибавьте износ дома ежегодный( а как следствие удешевление площади) , при таком раскладе можно поговорить и о налогах. Вы видимо никогда не приобретали квартиру для сдачи, и реально не в курсе всех проблем и затрат которые с этим возникают
352/50 000
Александр
22 января 2021, 18:41
Под этот проект государство обязательно наймёт на "работу" ещё 10 000 налоговых инспекторов. Половина выскребленных налогов уйдёт на дворец условному путину, оставшееся будет потрачено на зарплату сборщикам налогов.
Ответить
215/50 000
0/50 000
Victoria
22 января 2021, 17:33
А это правда, что у самозанятых пенсионеров, если они сдают квартиру в аренду, отнимают задним числом все прибавки к пенсии?
Ответить
124/50 000
0/50 000
22 января 2021, 10:16
я Вас умоляю... какой к чертям агрегатор, в качестве примера рассмотрим ПИК-Аренда, это коммерческий агрегатор который ещё работать толком не начал а уже всё с ним понятно стало, а тут принудиловку хотят сделать... арендный бизнес это работа с ЛЮДЬМИ а не квартирами, тут не может быть поточной работы.
Ответить
307/50 000
0/50 000
Сергей
21 января 2021, 09:58
Какой то ужас. Похоже им там заняться нечем.От скуки всякую ерунду тянут. Нет бы занялись поднятием пенсий, уровня жизни.Так нет надо последнее отобрать. Короче нет слов как их назвать. Ну и Путин, какой же молодец
Ответить
214/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Срок владения для квартир, купленных по ДДУ
Добрый день! В дду Застройщик прописал следующее: 1. Стоимость квартиры (которая была оплачена сразу) 2. Сумма доп взносов (остекление балкона и стяжка полов). Объект долгострой, и платеж за остекление внесён сразу не был (только в 2024 году, когда объект достраивался ). В НК описано, что срок владения отсчитыается с момента полной оплате жилого помещение, но что делать с этими взносами ? Входят ли они в оплату помещения?
727
46
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости