Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Екатеринбург — номер один на культурной карте России»
30 июля 2021
7 855
Обсудить
«Екатеринбург — номер один на культурной карте России»
Прогулка с композитором Александром Пантыкиным вокруг Свято-Троицкого собора, на месте которого в 1981 году стартовала история культового свердловского рок-клуба

Александр Пантыкин — советский рок-музыкант и бывший участник группы «Урфин Джюс», российский композитор, изобретатель нового направления «лайт-опера» в музыкальном театре и основатель «Живого театра» в Екатеринбурге. «Дедушка уральского рока» — такой псевдоним Пантыкина официально зарегистрирован в Российском авторском обществе — рассказал о том, как на месте церкви зародилась история свердловского рок-клуба, почему рок-музыка в России не стала традицией и как Екатеринбург обгоняет Москву и Санкт-Петербург по культурному развитию.

Свердловский рок начался на месте бывшей церкви

Здание сегодняшнего Свято-Троицкого собора — главный памятник свердловского рок-н-ролла. В 1980-х, его конечно, не было. Храм в стиле классицизма, заложенный в 1818 году, проработал до 1930 года. Тогда городской совет постановил его закрыть: коммунисты снесли церковный купол и колокольню, провели масштабную перепланировку. Чего только не было на месте Троицкого собора: и кинотеатр, и ткацкая фабрика, и самое главное — дворец культуры «Автомобилистов», где и прошел первый свердловский рок-фестиваль.

Именно на месте нынешнего Свято-Троицкого собора в 1981 году прошел первый рок-фестиваль. Организовали его на свой страх и риск подвижники рок-н-ролла из Свердловского архитектурного института —  секретарь Комитета комсомола и ныне ректор УрГАХУ Александр Долгов, заместитель секретаря по идеологической работе Игорь Миляев, а также директор студенческого клуба архитектурного института Геннадий Баранов.

Первым идею провести в Свердловске рок-фестиваль предложил Гена Баранов в конце 1970-х. Его задумку поддержал комсомол, который тогда проводил различные массовые мероприятия. Для партии официальную причину проведения фестиваля сформулировали так: “Необходимо изучить такое творческое явление как рок”. Кроме вышеназванных людей в оргкомитет фестиваля вошли редактор студенческой стенгазеты «Архитектор» Александр Коротич и руководитель институтской фото- и видео-хроники Олег Ракович.

Как прошел первый свердловский рок-фестиваль

Дворец культуры «Автомобилист», представлявший собой пространство с небольшой сценой и зрительным залом, пользовался репутацией элитарного культурного заведения. Директором ДК в начале 1980-х был величайший человек — Леонид Быков, который умудрялся показывать тут артхаусное кино — фильмы, которые не прошли бы партийную цензуру. В ДК тогда можно было посмотреть запрещенного Тарковского, Феллини и других классиков кинематографа. Это место было намолено в прямом и переносном смыслах слова. Поэтому, когда Быкову предложили провести в ДК рок-фестиваль, он с радостью согласился. Группы приглашали по сарафанному радио и знакомству. Предварительного прослушивания не было, но тексты на утверждение в комитет комсомола подавали. Одной из главных проблем организаторов стал сбор аппаратуры, но и с этим справились.

На первом свердловском рок-фестивале в ДК «Автомобилист» выступали группы «Трек», куда входили Настя Полева, Игорь Скипкарь, Михаил Перов, Евгений Димов и Андрей Балашов, «Урфин Джюс» в самом первом составе с Александром Плясуновым, Юрием Богатиковым и мной. Кроме «Трека» и «Урфин Джюса» на сцену вышла группа из Верхней Пышмы «Р-клуб» под руководством Егора Белкина. После этого фестиваля я пригласил Егора в состав группы «Урфин Джюс», и он стал нашим гитаристом. Из другого пышминского коллектива «Бумеранг» я позвал барабанщика Владимира Назимова. Так и сложился золотой состав нашей группы. А еще в качестве журналиста на фестивале присутствовал третьекурсник Вячеслав Бутусов.Тогда он работал в редакции «Архитектор» и выполнял задание — взять интервью у Великого Пантыкина.

Группа «Трек», куда входили Настя Полева, Игорь Скипкарь, Михаил Перов, Евгений Димов и Андрей Балашов


Группа «Урфин Джюс»


Вокруг первого рок-фестиваля царил ажиотаж: были проданы все 300 билетов, на выступления пытались попасть безбилетники — кому-то вроде и удалось, потому что было больше публики, чем мы ожидали. Когда наша группа разогревалась на сцене, в зал вдруг начали заходить зрители. Пришлось прервать репетицию и попросить всех выйти. «Урфин Джюс» выступал первым. Зал был неразогретый, а техника не до конца настроена —  отлаживали звук прямо по ходу выступления. Помню, как вчера, что выступал в специальном костюме — космическом плаще. После окончания конкурсных выступлений публика потянулась к урнам для голосования. Победил «Р-клуб» с 78-ю голосами, «Урфин Джюс занял четвертое место с 44-мя голосами.

Егор Белкин так описывал свои впечатления о костюме Пантыкина в книге Дмитрия Карасюка «Ритм, который мы… (История свердловского рока 1961-1991)»: «Сашка был в какой-то чудовищной крылатке, в вафельных штанах, в черных очках и походил на слепого музыканта»

Как фестиваль повлиял на историю уральского рока

На следующий день по вопросу проведения рок-фестиваля в ДК «Автомобилист» экстренно собралось бюро обкома ВЛКСМ, позвали туда и Александра Долгова, начался разбор полетов. Чиновники стали цепляться к строчкам из песен. К счастью, никаких серьезных последствий для организаторов и участников фестиваля это не повлекло.

Значение первого свердловского рок-фестиваля было огромным. Именно с него стартовала подлинная история свердловского рока. Многие считают, что она началась в 1986 году с основания рок-клуба на Володарского, но это заблуждение. Самое главное событие произошло в ДК «Автомобилистов», и именно 1981 год краеугольный — начиная с него в Свердловске стало развиваться рок-направление. Здесь выступали многие музыканты, которые в дальнейшем оказались яркими звездами на небосклоне уральской рок-музыки.

Жизнь ДК “Автомобилист”  — это отдельная история. В 1930-х большевики тупо отобрали у церкви здание собора и снесли его. Потом справедливость все-таки восторжествовала. Не люблю, когда у кого-то что-то отбирают и не возвращают. Считаю это хамством высшей степени и настоящим разбоем. В конце 1990-х годов здание ДК «Автомобилистов» отреставрировали — поставили купольные барабаны и колокольню.

«Вокруг ДК не было ничего, кроме бани и деревянных домов»

В 1980-е годы вокруг ДК «Автомобилистов» не было ничего, кроме общественной бани на Куйбышева, которую сейчас активно реставрируют, и старых деревянных домов, ныне снесенных. Сегодня этот район очень сильно изменился. Тем не менее такие трансформации не стирают воспоминания из головы. Жизнь воспоминаний — это отдельная история, никак не связанная с реальностью.

Если говорить о других значимых зданиях для истории свердловского рока, нужно упомянуть свердловский рок-клуб, который с 1986 по 1991 годы под руководством своего бессменного президента Николая Грахова располагался на Володарской. На этой площадке уже выступали маститые рок-группы — «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи» и другие.

Третья локация — здание архитектурного института. Здесь, в студенческом клубе, «Наутилус Помпилиус» записал первый альбом «Переезд», который я спродюсировал. Из архитектурного института также вышли многие группы, например, «Акварели» с Евгением Никитиным и Александром Сычевым, последний позже организовал группу «Каталог». В случае с этим зданием можно говорить о точечных явлениях, зародышах в некоем котле, где варились начинающие деятели искусства — не только музыканты, но и литераторы, художники, режиссеры. Оттуда вышли и Балабанов, и Хотиненко. Но все же самые знаковые здания для истории свердловского рока — ДК «Автомобилист» и помещение рок-клуба.

Как появился бренд «дедушка уральского рока» и почему Пантыкин бросил рок-н-ролл

Я перестал заниматься рок-музыкой в 1984-м. Через год поступил в консерваторию и успешно ее закончил. Параллельно с учебой работал профессиональным композитором. Рок-музыка перестала меня интересовать. Она не давала мне той художественной ценности, которую я искал в искусстве. Рок-музыка остановилась в своем развитии и ничего яркого мне не приносила. А мне всегда было интересно заниматься чем-то новым, поэтому я занялся театром и кино.

Тем не менее наиболее популярным и известным человеком я стал благодаря свердловскому року, поэтому постарался использовать этот исторический контекст для создания своего бренда. В 1994 году я сидел с командой своего музыкально-информационного агентства «Тутти» и думал о том, как выходить на крупный музыкальный рынок. Сначала родилось выражение «Александр Пантыкин — папа уральского рока». Этот вариант почти сразу отвергли, поскольку от него отдавало криминальным пафосом, особенно в лихие 1990-е. В итоге «папу» заменили на «дедушку». Этот псевдоним, со временем прочно вошедший в жизнь, казался амбициозным, с ним довольно быстро согласились музыканты. «Дедушка уральского рока» — это, конечно, миф, ведь я был не единственным первопроходцем в этом жанре, но с маркетинговой точки зрения такой солидный статус принес мне очень многое. Сегодня это мой официальный псевдоним, зарегистрированный в Российском авторском обществе.

Рок-музыка перестала меня интересовать. Она не давала мне той художественной ценности, которую я искал в искусстве


Уйти из рок-музыки было очень мудрым решением. До сих пор не понимаю, как до этого догадался. Я ничего не предугадывал, а просто жил так, как мне подсказывали мои ум, сердце и опыт. Стараюсь никогда не изменять самому себе и заниматься только тем, что мне реально интересно.

После 1991 года рок-группы оказались в свободном плавании. Некоторые стали профессионалами, например, «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Смысловые Галлюцинации», и начали самостоятельно записывать альбомы и ездить с концертами. Позднее в Екатеринбурге по инерции появлялись новые группы, которые тоже пытались стать популярными. Многие из них старались уезжать в Москву или Питер, чтобы заявить о себе. Я считаю, что рок в России — не передовой жанр. С точки зрения музыки наши артисты всегда копировали достижения западно-европейских и американских групп. Ничего нового в СССР и потом в России не придумали.

Почему Екатеринбург — номер один по развитию культуры в России

Если говорить о классической музыке, композиторской и исполнительской школах, Россия одна из первых в мире. Даже российская джазовая музыка уже подтянулась до мирового уровня. В то же время русская рок-музыка никому в мире неизвестна, ей никто не интересуется. Отечественный рок может быть интересен только с точки зрения поэзии, ведь появились рок-барды Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр Башлачев, Виктор Цой, Майк Науменко, Роман Луговых. По литературе рок-музыка может дать сто очков вперед многим западным группам, в том числе The Beatles. Содержательная сторона русской рок-музыки всегда традиционно интересная и сильная, а музыкальная — вторичная и слабая.

Русская рок-музыка никому в мире неизвестна, ей никто не интересуется


Сегодня Екатеринбург занимает первое место в России по уровню развития культурной жизни и намного опережает Москву с Питером. Это касается и рок-музыки в том числе. Если вспомнить пять групп, которые ездят по стране и могут собирать стадионы, четыре будут нашими — «Агата Кристи», «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Смысловые Галлюцинации».

Еще Екатеринбург — это столица contemporary dance, - чего только стоят Татьяна Баганова с «Провинциальными танцами», - мюзиклов, уличного искусства и много другого. Также в нашем городе находится один из лучших оперных театров, который недавно выиграл четыре “Золотые маски” за оперу «Три сестры». А в местном Гуманитарном университете работает чуть ли не единственный в России хореографический факультет, а еще у нас одна из самых сильных консерваторий. И далеко не всё! Этот список можно продолжать бесконечно.

О судьбе после рок-клуба, создании нового жанра и вечном творческом голоде 

Сегодня я занимаюсь многими проектами, которые в большей степени касаются театра. Я открыл новый жанр «лайт-опера», где есть сквозное музыкально-драматическое развитие сюжета и практически отсутствуют диалоги между персонажами. Написал лайт-оперу «Мертвые души», она до сегодняшнего дня является одной из главных работ в этом жанре.

5 декабря 2014 года я открыл передвижной камерный музыкальный театр на 50 мест «Живой театр» на Малышева, 58а. Этот детский интерактивный театр, где работают современные драматурги и всегда звучит живая музыка. «Живой театр» активно гастролирует по российским городам. 

Кроме того, я состою в Общественной палате Свердловской области, курирую современных композиторов в региональном Союзе композиторов, провожу zoom-лаборатории для авторов, которые пишут для музыкальных театров. По возможности стараюсь соединять спорт и искусство — являлся послом ЧМ по футболу 2018 года.

Мои постановки идут в разных театрах страны — в Питере, Хабаровске, Красноярске, Сыктывкаре, Краснодаре и других. Я стараюсь общаться с огромным количеством людей, чтобы обмениваться с ними энергией, мыслями, идеями. Именно это дает мне силы на долгие годы.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Михаил ВербицкийПолина Рашковская
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости