Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Петр Иванов: «Комфортная городская среда — это профанация»
4 февраля 2021
15 804
Обсудить
Петр Иванов: «Комфортная городская среда — это профанация»
Урбанист, социолог города лаборатории «Гражданская инженерия» Петр Иванов объясняет, что не так с комфортной городской средой, чем она отличается от благоустройства и от чего зависит качество жизни горожан.

«Хорошая бюрократия работает с чем-то измеримым»

— Давайте сразу в омут с головой: что не так с «комфортной средой»?

— Практически все. Сейчас это просто наслоение разных смыслов и теоретических рассуждений, которые трудно стыкуются с нашим российским законодательством, в котором, напомню, есть два ключевых понятия: «благоустройство» и «градостроительство». При этом логика Минстроя чаще привязывает комфортную городскую среду именно к благоустройству, а вот на качество жизни горожан гораздо значительнее влияет градостроительство.

— Комфорт — довольно субъективная категория. Допустимо ли опираться на этот параметр при решении столь масштабных вопросов, как градостроительство?

— Зарубежные исследования, посвященные комфорту, действительно описывают это явление как субъективное переживание. Оно исследуется в разных сферах — это и аудиальный комфорт, и визуальный, и тактильный. То есть это разные человеческие ощущения, которые при разных стимуляциях извне по-разному себя проявляют: в каком-то случае это будет прилив эндорфинов и чувство радости, а в другом — ровно наоборот.

Программа «Городская среда» в какой-то мере все равно базируется на научных исследованиях, и в России такие исследования проводились (в том числе психфаком МГУ). Но все это никоим образом не может служить основанием для появления и использования такого бюрократического термина, как «комфортная городская среда», потому что метриками реального комфорта он не обладает. Хорошая бюрократия работает с чем-то измеримым.

— Почему, если это все же научное исследование?

— Из-за особенностей применения: да, исследование научное, но, если область применения лежит в плоскости градостроительства, его категорически недостаточно. Подобные исследования находятся очень далеко от науки и тех дисциплин, которые должны заниматься планированием городов, — например, той же когнитивной географии, которая развивается у нас с 1970-х годов и делает это настолько успешно, что вся европейская навигация практикует традиции именно русской школы.

— А что такое когнитивная география?

— В нашем контексте эта дисциплина, например, научно обосновывает, как надо расставлять указатели, чтобы человек самих указателей как будто бы и не замечал, но при этом шел правильно.

Petr V. Ivanov/личная страница в Facebook

— Как тогда, с вашей точки зрения, следует измерять комфорт, чтобы понятие «комфортная городская среда» было более объективным и применимым?

— Для грамотной бюрократической процедуры нужно разработать некий KPI, благодаря которому реально проанализировать положение до и после проведения работ.

В случае с комфортной городской средой никакого KPI не было — его заменил рейтинг, составленный «Дом.РФ» и конструкторским бюро «Стрелка». Его так и назвали — «Рейтинг комфортной среды городов». Он базируется на очень произвольном наборе данных, который тем не менее можно агрегировать и превратить в рейтинг, что и было сделано.

«В некоторых российских городах до сих пор не знают точное количество улиц!»

— То есть термин «комфортная городская среда» не просто новый, но еще и малоизученный?

— Это словосочетание появилось очень давно и долгое время обсуждалось на самых разных уровнях. Но в относительно официальный термин оно превратилось лишь несколько лет назад — после появления этого рейтинга, завязанного на конкретную коммерческую компанию. Но урбанисты знают, что этот рейтинг составляется не на реальных научных показателях, а просто на доступных данных.

В России плохо развита городская статистика — в ряде городов до сих пор не знают точное количество собственных улиц! Москва — до сих пор единственный город, который хотя бы приблизился к тому, чтобы описать и поставить большинство своих земельных участков на кадастровый учет. В остальных населенных пунктах с этим вопросом полная неразбериха.

— А как надо оценивать состояние городской среды?

— Тут требуется не городская статистика, которую собирают ведомства, а данные, имеющие под собой некую научную основу: скажем, экологические данные о состоянии воздуха, воды, о шумовом и световом загрязнениях, скорости ветра, радиационном загрязнении. Как правило, у нас эти сведения не учитываются, да и собираются из рук вон плохо.

Полноценной системы учета экологических данных нет, а зря, потому что именно эти данные по сути дают очень неплохое представление о том, насколько комфортна городская среда в той или иной локации — в конце концов хотя бы потому, что при определенных показателях люди начинают плохо себя чувствовать и терять здоровье.

Вот эти показатели будут объективными, поскольку будут основываться на особенностях людей как определенного биологического вида.

Есть серьезные и компетентные исследования о влиянии, допустим, загрязнения воздуха на здоровье людей: на дыхательную систему, иммунитет и прочее. Вместо этого рейтинг учитывает места, где люди чаще всего фотографируются.

— Да уж, довольно странный параметр оценки. А еще примеры есть?

— Не то чтобы странный, но уж точно не очень объективный раздел рейтинга — озеленение, которое сопоставляется с картинкой со спутника. Съемка из космоса может и не сообщать никаких важных данных для создания комфортной городской среды — скажем, из-за того, что лесной массив, начинаясь в городе, выходит далеко за пределы обсуждаемой территории и имеет за счет масштабов иные параметры, чем городской участок. Значит, такие сведения не являются объективными, но почему-то индексируются рейтингом.

«Никто не заморачивается, что написано в стратегиях социально-экономического развития»

— Да и сами по себе города ведь разные.

— Это правда. Более того: некоторые города имеют свой городской статус только по некоей административной случайности. Вроде это и город, но без тротуаров, практически без личного автотранспорта, с деревянными частными домами, а трудовая деятельность населения завязана на сельском хозяйстве. Главных улиц в таких городах нет, потому что население распределено по всей территории равномерно. Вправе ли мы использовать одинаковые критерии при работе с такими городами и той же Москвой? Ответ очевиден.

— А как устроено развитие городской среды в регионах?

— Сейчас активно практикуется рынок (иного слова не подберешь) дешевых стратегий социально-экономического развития, в задачи которых входит просто быть — никто даже не особо заморачивается, что именно в них написано. Главное, что они вообще есть.

Примерно таким образом в маленьких городках появляются какие-то исследователи, модераторы и архитекторы, требующие у всех (администрации, бизнеса и самих жителей) серьезно задуматься о своем будущем.

Справедливости ради стоит признать, что в ряде случаев после таких визитов и исследований в городе и правда появляется нечто продуманное и позитивное.

«Если мы сделаем красиво, то будет выгодно всей недвижимости вокруг»

— А где-то еще, кроме России, такое явление, как «комфортная городская среда», существует?

— Больше нигде. Нет даже благоустройства в российском понимании — его заменяет понятие beautyfication (буквально «наведение красоты»), но это все равно очень маленький раздел того, что называется городским проектированием — urban design, общий смысл которого укладывается в задачу развития всего, что является не частной собственностью. При этом urban design оперирует непривычными нам категориями: экологическими, категориями здоровья и экономики.

В российском же варианте городская экономика подверстывается постольку-поскольку, а исследований по ней катастрофически мало — в итоге даже на уровне методической рекомендации мы не знаем, как устроены формулы экономических эффектов, хотя в разных городах должны применяться разные формулы.

— Как же у нас без этого?

— По всей видимости, главное правило такое: если мы сделаем красиво, то будет выгодно всей недвижимости вокруг. Но в этом правиле есть исключения. Недавно я ездил в очень маленький город Алазамай Иркутской области — там у земли стоимость отрицательная: как красиво ни делай, недвижимость там не будет стоить ничего по той простой причине, что ее никто не будет покупать ни за что в жизни. Выходит, с какими-то городами эта логика не работает.

— Наверное, тут снова надо говорить о разнице и уникальности городов.

— Наверное. Во всем мире города стараются благоустраивать так, чтобы проектировщики понимали, что, как и зачем они делают применительно к определенному городу — в зависимости от его морфологии, улиц, используемого транспорта, пространственной структуры.

Изменения улиц дают разный экономический эффект, но никто не исследует конечный результат, его постпоследствия. Что именно изменилось и какие последствия имело? Неизвестно.

Участники проектирования городской среды ведут дискуссию, тезисы которой упираются в необходимость проведения пост-исследований. Так удастся прийти к выявлению хоть каких-то закономерностей в сфере влияния проведенного благоустройства на экономику города — реального, а не идеологически запланированного.

Ул. Маросейка, Москва

Нечто подобное делали мы с коллегами КБ «Стрелка», изучая благоустройство улиц Маросейка и Покровка. Но надо, чтобы эта практика применялась гораздо активнее и в отношении всех благоустроенных объектов.

— Правильно ли я понимаю, что ныне существующий процесс по изучению и созданию городской среды требует доработки?

— Это скорее политическое ремесло, чем реальное градостроительство.

Фото в начале статьи: Petr V. Ivanov/личная страница в Facebook

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости